«Проклятья сыпали Ему,
Христос оклеветан был публично.
Теперь для брата, почему,
Вы тоже делаете лично?» - /А.Довженко/
Термин диффамация имеет латинское происхождение — «diffamatio», от «fama» — «репутация». От него образовалось английское слово «defame», что в переводе означает «порочить». На сегодня термин «диффамация» по-прежнему сохраняется в большинстве стран романо-германского и англо-американского права, но теперь этим термином означает оглашение о ком-либо позорящих честь фактов или сведений, независимо от того, согласно ли с истиной оглашаемое, или нет. Представляясь посягательством на честь, она в своем внешнем проявлении вполне совпадает с понятием клеветы,обозначается клевета или её разновидность.
«От клеветы не убежишь: врасплох застанет, как гроза, - укрыться от неё нельзя: убежищ нет от молний лжи» - /Э.Остоженская/.
Одним из терминов, употребляемых, в Коране выступает слово «бухтаанун», означающее — клевета. «Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не предоставив 4-х свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – 80 ударов плетьми. И никогда больше не принимайте их свидетельств в чем-либо – они уже преступили законы религии» - (сура «Ан-Нур»).
Что опасней – воровство или клевета? Вор украл имущество, нанес этим вред, возможно, даже поставил в затруднительное положение хозяина имущества. Но целью его было имущество, а не хозяин, как говорится, «ничего личного». Целью клеветы является именно сам человек. Можно сказать, что клевета – это тоже воровство, клеветник крадет доброе имя человека. Но доброе имя важнее всего имущества. Имущество, в конечном счете – это общественные отношения, ты говоришь: «Это мое», и общество согласно: «Это его». Но оклеветанный человек, человек без имени оказывается вне общества, и часто лишается, в том числе, и собственности.
«Высокое – низкое» является важной чертой в характеристике клеветы. Злые языки страшнее пистолета, писал А.Грибоедов, который лично сам стал жертвой клеветы. В Персии его мусульманские фанатики, которым сообщили, что он якобы «совращал» московских княгинь. Между клеветой и убийством можно поставить знак равенства. Клевета направлена против человеческой ценности – веры в человека; тот, кого оклеветали, нередко лишается свободы, чести и достоинства, становится изгоем.
Клевета опаснее воровства, но за воровство у нас сидят, а за клевету платят штрафы. Кто-то позаботился, чтобы те, у кого денег хватает, имели оружие против тех, у кого их меньше. Опасность клеветы еще и в том, что клевета – всегда только средство более широкого плана. Клевета – способ управления обществом. Сначала руками общества убираются неугодные, чаще всего лучшие и наиболее осознанные члены общества, а затем обезглавленное общество ведется в нужном направлении, как бараны на бойню.
Когда В.Мегре говорит, что первоначальный рай потерян человечеством (ошибка образного периода) из-за неумения противостоять клевете, он, похоже, очень близок к истине. Мы говорим, что клевета – это преступление против рода, а в начале-то рода кто? Адам. А кто породил Адама, по чьему он образу и подобию? Бог, Отец небесный. То есть клевета на человека - это нарушение образа Божия в человеке. Как раньше прятали невесту от чужих глаз, от речей мерзких – это же все потому, что тот образ мира, образ человека, который она впитает – такого человека она и родит. Клевета искажает образ мира, образ Бога, образ человека. Война губит людей и оставляет инвалидами. Клевета, появившись в обществе, делает их инвалидами от рождения, даже не подозревающими, что они инвалиды внутренне. Клевета породила разобщение и войны. Все войны начинались с клеветы. Всегда люди считали, что воюют за правое дело, а на самом деле были пешками в сатанинской игре. Клевета – это не удел мелких вредителей. Умение и стремление организовать общественный процесс, выделить ключевые фигуры и устранить их – это свойства темных сил самого высокого уровня. Их цель – не борьба с человеком, но борьба с Богом в человеке.
Бог, однако, сам не вступает в эту борьбу, ибо дал человеку полную свободу, дал частицу себя. Человек представляет Бога во Вселенной. Он сам должен противостоять клевете. Единственно, что избавляет от последствий клеветы – это её отсутствие. Все наши меры должны быть направлены на предотвращение самой возможности возникновения и распространения клеветы. Строгость мер против клеветы должна быть сродни карантину в районе чумы. Перед тем, как передать что-либо о ком-то за глаза, подумай – не придется ли тебе, потом извиняться перед всем миром?
Клевета – одни из худших черт. Человек, обладающий ими, будет сурово наказан в Судный День за них, так как вред, который эти черты приносят, огромен. Они – от шайтана, цель которого – посеять вражду, ненависть между людьми, лишить их радости и покоя. Пророк Мухаммад запрещал говорить ему о ком-то плохо: «Пусть никто из моих сподвижников, - говорит В.Мирошников, - ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Сплетни и клевета - это зло. Человек, творящий зло, не может ждать награды от Всевышнего».
Ему нужно оправдание самому себе, что, дескать, есть-таки зацепка. Вот так примерно выглядит классический пример того, как «куётся» клевета в устах человека хищника. В поликлинике, да и везде, где есть, очередь. Подходит «прибывшая» и сразу становится первой. Настоящая первая ей вежливо говорит: «Женщина, станьте в очередь!» Та ей в ответ: «А что вы на меня кричите?». «Я на вас не кричу…». – «Нет, вы сказали, что я кричу, а если я кричу, значит, я лаю! Люди, вы слышите, она меня собакой обозвала?!» «Трем лицам порочит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе» - /Василий Великий/.
Клевета в таких случаях строится на фундаменте: «если/значит»: если я кричу, значит, я лаю, значит, меня обозвали собакой… и т.д. А вот, что же на самом деле то или иное «значит», - клеветник, решает всегда сам, и чаше всего совершенно непредсказуемо. Логику в его умозаключении искать бесполезно. Когда вы знакомитесь с Пастеровским Институтом, наверное, вам будет предложено не задерживаться в одной из лабораторий. Вас предупредят: «Здесь особо опасные бактерии». В будущих психиатрических лечебницах посетителям предложат поскорее выйти из некоей палаты, скажут: «Бактерии клеветы очень заразительны».
Кто не знает таких примеров! Известны вам, без сомнения, и такие клеветники, которые заведомо добрым действием ближнего подставляют неблаговидные намерения и цели. Припомните Дафана и Авирона, как они злобно клевещут на Моисея. Что будто он вывел народ из Египта по личному своему властолюбия, что рабство в Египте было раем в сравнении с положением народа в пустыне: «и ты ещё хочешь властвовать» - /Числ.16.12-14/. «У порока нет раба более подлого, общество не порождает гада более отвратительного и у лукавого нет гостя более достойного, более ему приятного, чем клеветник»- /Генри Филдинг/.
«Клевета – распространённое заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» - /Википедия/. Начинающий клеветник, не закостеневший ещё в этом мерзком занятии, обычно ищет повод (основу) для клеветы.
Клевета – в высшей степени гнусное и омерзительное зло. Убедиться в этом не составит для вас труда. Посмотрим только, что делает клевета. Клеветник объявляет за своим ближним такие недостатки, такие пороки, каких тот совершенно не имеет,- нагло лжет на ближнего, уготовляя ему погибель. «Любящим Бога... все содействует ко благу» - говорит апостол /Рим. 8.28/. Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, «…, говоря: раб Еврей (Иосиф), которого ты привёл к нам, приходил ко мне ругаться надо мною» - /Быт.39.17/. М.Генри толкует так: «Однако её слова были местью за его целомудрие и представляли собой весьма злонамеренную ложь. В тоже время ей удаётся настроить мужа против Иосифа, обвиняя его в том, что он привёл этого еврейского слугу в их дом, возможно вопреки её мнению. Заметьте: очень часто самых достойных ложно обвиняют в страшнейших преступлениях люди, которые сами являются отпетыми злоумышленниками. Когда случившееся было изложено, кто-то подумал о непорочном Иосифе как об очень плохом человеке, а развратная госпожа предстала «целомудренной» женщиной». Но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода /Быт.39 и 41/. Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской /Исх.2.15-22/. Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним - /Исх.3. 2-7/.
Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета завистников ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего /Дан. 6,.16-28/. Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного - /Есф.7/. Те же суды Божии и ныне совершаются.
Вот, например, иудейские духовные власти и учёные, клевещут на Христа, что Он любит, есть и пить - друг мытарям» - /Мат.11.19/. Что Он добр, нет обольщает, народ» /Иоанн. 7.12/, что Христос развращает народ против кесаря /Лук.23.2/. Смотрите, далее, что делает клеветник. Он из малого проступка или ошибки ближнего создаёт нечто страшное и ужасное, из мухи, как говориться, делает слона, из занозы – бревно. Господи, как часто это случается, когда клевета проходит через несколько языков! Чуть не из капли воды, из маленького ручья, оно мало-помалу становится стремительным и разрушительным потоком, от которого в ближнем не остаётся ни одного доброго местечка.
Посмотрите и на тех, что со злобной насмешкой говорят о своём добром знакомом: «знаем мы его благочестие, набожность, благонамеренность, благотворительность, обличение вольномыслия и разврата, почтительность к духовенству – это ведь лицемерие»!.. Замолчите, злые языки, вы клевещите! Знаете вы и таких клеветников, которые не признают в ближнем никаких достоинств или злобно стараются затемнить их. «Вы так не знаете этого человека, как я его знаю»,- нередка, слышится такая клевета,- вы бы иначе говорили о нём»; или: «было бы удивительно, если бы он сделал то, или это»!.. Скажите, с какой целью это говорится? Не для того ли, уменьшить заслуги ближнего, отнять достойную похвалу? Ведь это и есть клевета! Встречались вам, несомненно, и такие, что в беседе о ближнем, хотя явно не отрицают в нём общепризнанных достоинств и добрых качеств, но только с разными разграничениями, с разными «если бы», с разными «но», что бы тем вернее помутить доброе мнение о ближнем, — клевета. «Да, — говорит клеветнический язык, — это прекрасный человек, но… за ним водится, то и то». Это тоже своего рода клевета. Об этом ещё писал пророк Давид: «слова их паче нежнее елея, но они суть обнажённые мечи» - /Пс.54.22/. Скажите, слушатели! не гнусно ли помышлять такое о ближнем. Чего он в себе не имеет — недостатки, пороки. С целью возбудить о нём нерасположение среди него близких? Не низко ли, не постыдно ли из мелких недостатков создавать большие пороки, втаптывать человека в грязь? Не позорно ли, не омерзительно ли отнимать заслуженный человеком почёт, или хотя бы допускать, но в таком виде, что бы вернее и больше обольстить его? «Клевета вначале сладка ветерочком чуть-чуть порхает. И, как будто бы украдкой, слух людской едва ласкает, и журчит, как ручеёк, как ручеёк. Тихо, тайно, полегоньку проползает всюду, всюду, незаметно, потихоньку, постепенно всему люду ум и сердце наполняет, наполняет и из уст в уста летает, как затверженный урок. Всё сильнее с каждым часом возникает толкованье, вот гремит уж общим гласом, стало общим клеветанье, вот, как буря, разразилось, загремело, покатилось, загремело, покатилось неудержною волной. Гул сильней всё нарастает, гул сильней всё нарастает, в ужасе трепещут люди, и, как бомба, разрываясь, клевета всё потрясает и колеблет мир земной. Тот же, кто был целью гоненья, претерпев все униженья, погибает в общем мненье, поражённый клеветой, да, клеветой!» - /Чезари Стербини/.
Клеветники живут в обществе, «чтобы проливать кровь и ... производить гнусность» /Иез.22.9/. Снова Библия, а куда же без неё?! Вы слышите? Она говорит, что клеветники гнусность производят! Точнее не скажешь. Другими словами, если на первых порах человеку нужна еще какая-то зацепка, видимость правды, чтобы на ее основе построить клевету (как женщина в очереди), то матерый клеветник действует по принципу: чем нелепее и неправдоподобнее ложь, тем охотнее в нее поверят (кстати сказать, верит клевете, только, определенный контингент – своеобразная клиентура, «благодарные слушатели»). Эта «фабрика» не знает ни праздников, ни выходных. Тем более что тормоза полностью отпущены, никаких принципов. Вернее, принцип один: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Самая большая проблема – выбрать цель. А там уже все привычно, по накатанной... Прикатить в каком-либо количестве в несколько приемов, одно за другим.
Старец Николай Псковоезерский говорил: «Клевета – дело безумное, и человеку, ставшему её жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Божье смирение и мудрость, явленные через притчи - Николай Погребняк Уважаемые читатели, на примере четырёх притч рассказанных Иисусом Христом хочу показать вам, как была явлена не только Божья мудрость, но и Божье смирение, обратившие сердца врагов друг к другу.
Поэзия : В Австралии на улицах Сиднея (стих Веры Кушнир) - Надежда Горбатюк Несколько лет назад в баптистской церкви в Кристал Паллас на юге Лондона подходило к концу утреннее воскресное служение. В это время в конце зала встал незнакомец, поднял руку и сказал: «Извините, пастор, могу я поделиться небольшим свидетельством?» Пастор взглянул на часы и ответил: «У вас есть три минуты.» Незнакомец сказал: «Я лишь недавно переехал в этот район, я раньше жил в другой части Лондона. Сам я из Сиднея, Австралия. И несколько месяцев назад я навещал родственников и прогуливался по Джордж Стрит. Это - улица в Сиднее, которая пролегает от бизнес кварталов до Рокса. И странный седовласый мужичок вышел из магазина, сунул мне в руку брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, пошли бы вы на Небеса?». Я был потрясен этими словами. Никто мне никогда этого не говорил. Я вежливо поблагодарил его и всю дорогу в самолете до Хитроу я был озадачен этим. Я позвонил другу, который жил неподалеку от моего нового места жительства, и, слава Богу, он оказался христианином. Он привел меня ко Христу. Я - христианин и хочу присоединиться к вашему собранию.» Церкви обожают такие свидетельства. Все аплодировали, приветствуя его в собрании.
Тот баптистский пастор полетел в Аделаиду в Австралии на следующей неделе. И десять дней спустя посреди трехдневной серии собраний в баптистской церкви в Аделаиде к нему подошла женщина за консультацией. Он хотел удостовериться в каком положении она находится перед Христом. Она ответила: «Я раньше жила в Сиднее. И всего пару месяцев назад я посещала друзей в Сиднее, и в последние минуты делала покупки на Джордж Стрит, и странный небольшого роста седовласый старичок вышел из дверей магазина, подарил мне брошюру и сказал: «Извините меня, мадам, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Меня взволновали эти слова. Вернувшись в Аделаиду, я знала, что в квартале от меня находится эта баптистская церковь, я разыскала пастора, и он привел меня ко Христу. Так что, сэр, я христианка.» На этот раз этот лондонский пастор был очень озадачен. Уже дважды за две недели он услышал одно и то же свидетельство.
Затем он полетел проповедовать в баптистскую церковь Маунт Плезант в Перте. И когда его серия семинаров подошла к концу, пожилой старейшина церкви повел его обедать. Пастор спросил: «Старина, как ты получил спасение?» Он ответил: «Я пришел в эту церковь в пятнадцать лет через Бригаду Мальчиков. Но я никогда не посвящал себя Иисусу, просто запрыгнул в фургон вместе со всеми. Из-за своей деловой хватки я достиг влиятельного положения. Три года назад я был в деловой поездке в Сиднее, и надоедливый несносный старичок вышел из дверей магазина, дал мне религиозный трактат (дешевая макулатура!) и пристал ко мне с вопросом: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Я пытался сказать ему, что я баптистский старейшина, но он меня не слушал. Всю дорогу домой до Петра я кипел от злости. Я рассказал это пастору, думая, что он поддержит меня, а мой пастор согласился с ним. Он годами волновался, зная, что у меня нет взаимоотношений с Иисусом, и он был прав. Таким образом, мой пастор привел меня к Иисусу всего три года назад».
Лондонский проповедник прилетел обратно в Великобританию и выступал на Кессекском съезде в округе Лэйк и рассказал эти три свидетельства. По окончании его семинара четыре пожилых пастора подошли и сказали: «Кто-то из нас получил спасение 25, кто-то 35 лет назад через того же мужчину небольшого роста, который дал нам трактат и задал тот вопрос».
Затем на следующей неделе он полетел на подобный Кессекский съезд миссионеров на Карибах и поделился этими свидетельствами. В заключении его семинара три миссионера подошли и сказали: «Мы спаслись 15 и 25 лет назад через тот же вопрос того невысокого мужчины на Джордж Стрит в Сиднее.»
Возвращаясь в Лондон, он остановился в пригороде Атланты Джорджия, чтобы выступить на конференции корабельных капелланов. Когда подошли к концу три дня, в течение которых он поджигал тысячи корабельных капелланов для завоевания душ, главный капеллан повел его на обед. И пастор спросил: «Как вы стали христианином?» Тот ответил: «Это было чудо! Я был рядовым на военном корабле Соединенных Штатов и жил распутной жизнью. Мы проводили учения на юге Тихого океана и пополняли запасы в доке Сиднейского порта. Мы с лихвой оторвались в Кингз-Кросс, я был пьян в стельку, сел не на тот автобус и сошел на Джордж Стрит. Когда я вышел из автобуса, я подумал, что вижу приведение: пожилой седовласый мужичок выскочил передо мной, всунул мне в руку брошюру и сказал: «Матрос, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Страх Божий обрушился на меня тут же. От шока я протрезвел и побежал обратно на корабль, разыскал капеллана, который привел меня ко Христу, и я вскоре начал готовиться для служения под его руководством. И вот под моим руководством сейчас свыше тысячи капелланов и мы сегодня помешаны на завоевании душ.»
Шесть месяцев спустя этот лондонский проповедник полетел на съезд 5000 индийских миссионеров в отдаленном уголке северо-восточной Индии. Человек, отвечавший за съезд, скромный нерослый мужчина, повел его к себе на незатейливый обед. Проповедник спросил: «Как вы, будучи индусом, пришли ко Христу?» Тот ответил: «Я находился на очень привилегированной должности, работал в индийской дипломатической миссии и путешествовал по миру. Я так рад прощению Христа и тому, что Его кровь покрыла мои грехи. Мне было бы очень стыдно, если бы люди знали, в чем я был замешан. Одна дипломатическая поездка занесла меня в Сидней. Перед самым отъездом я делал покупки, и, обвешанный пакетами с игрушками и одеждой для моих детей, я шел по Джордж Стрит. Обходительный седовласый мужичок вышел передо мной, предложил мне брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Я поблагодарил его, но это взволновало меня. Я вернулся в свой город и нашел индусского священника, но он не мог мне помочь, зато он дал мне совет: «Просто чтобы удовлетворить свое любопытство, пойди и поговори с миссионером в миссионерском доме в конце улицы». Это был судьбоносный совет, потому что в тот день миссионер привел меня ко Христу. Я немедленно бросил индуизм и начал учиться для служения. Я оставил дипломатическую службу, и вот я, по благодати Божьей, руковожу всеми этими миссионерами, и мы завоевываем сотни тысяч людей для Христа».
Наконец, восемь месяцев спустя, баптистский пастор Кристал Палас служил в Сиднее, в его южном пригороде Гаймейр. Он спросил баптистского служителя: «Знаете ли вы невысокого пожилого мужчину, который свидетельствует и раздает трактаты на Джордж Стрит?» Он ответил: «Знаю, его зовут мистер Генор, но я не думаю, что он все еще этим занимается, он слишком слаб и стар.» Проповедник сказал: «Я хочу с ним встретиться.»
Два вечера спустя они подошли к небольшой квартирке и постучались. Невысокий, хрупкий мужчина открыл дверь. Он усадил их и заварил чай, но был на столько слаб, что из-за дрожания расплескивал чай на блюдце. Лондонский проповедник поведал ему все истории, произошедшие за последние три года. Слезы текли по глазам невысокого старичка. Он сказал: «Моя история такова: я был рядовым матросом на австралийском военном корабле и вел распутную жизнь, но в моей жизни наступил кризис, я на самом деле зашел в тупик. Один из моих коллег, чью жизнь я буквально превращал в ад, оказался рядом, чтобы помочь мне. Он привел меня к Иисусу, и за сутки моя жизнь перевернулась, ночь превратилась в день, я был так благодарен Богу! Я обещал Ему, что буду делиться Иисусом в простом свидетельстве по меньшей мере с десятью людьми в день, как Бог будет давать мне силу. Иногда я был болен и не мог этого делать, но тогда в другие разы я наверстывал. Я не был параноиком в этом, но я делал это свыше сорока лет, а когда я вышел на пенсию, самым лучшим местом была Джордж Стрит – там были сотни людей. Я получал множество отказов, но многие люди вежливо брали трактаты. Сорок лет занимаясь этим, я до сегожняшнего дня ни разу не слышал об обращении хоть одного человека к Иисусу.»
Я бы сказал, что это точно посвящение. Это должна быть чистая благодарность и любовь к Иисусу, чтобы делать это, не слыша ни о каких результатах. Моя жена Маргарита сделала небольшой подсчет. Этот, не обладавший харизмой баптистский мужичок, повлиял на 146100 человек. И я верю, что то, что Бог показывал тому баптистскому проповеднику, было лишь самой верхушкой верхушки айсберга. Только Бог знает, сколько еще людей было приведено ко Христу.
Мистер Генор умер две недели спустя. Можете ли вы себе представить, за какой наградой он пошел домой на небеса? Я сомневаюсь, что его портрет мог бы когда-нибудь появиться в журнале Харизма. Вряд ли бы о нем когда-нибудь появилась похвальная статья с фотографией в журнале Билли Грэма «Решение», какими бы прекрасными ни были эти журналы. Никто, за исключением небольшой группы баптистов на юге Сиднея, не знал о мистере Геноре. Но я скажу вам - его имя было знаменито на Небесах. Небеса знали мистера Генора, и вы можете себе представить приветствия и красную ковровую дорожку и фанфары, которые встретили его дома!